На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Современное искусство

20 687 подписчиков

Произведение искусства — шахматы «1812 год»

Просто невероятно талантливый мастер создал настоящее произведение искусства — шахматы, практически ювелирной работы, станут королевским подарком человеку любого пола, достатка и умственного развития. Еще бы — ручная работа в единственном экземпляре — что может быть ценнее и прекраснее. О своем труде рассказывает сам автор — Йосиф Эпштейн.

ювелирный

Шахматы «1812 год»

Бивень мамонта эбен, серебро, золото, янтарь, самоцветы, кожа
размеры: 125 — 175 мм
год изготовления: 2010-2011

Ювелирные работы:
С. Коштелянчук, С. Цехановский.
Год изготовления 2010-2011 гг.
Шахматный стол Руслана Яремы будет представлен отдельно, т. к. ещё не проведена совместная фотосессия.

26 августа 2011 г., точно в соответствии с договором, завершена партия «1812 год». Семнадцатая шахматная партия< с 1994 года. Самая сложная по объёму (ровно 12 месяцев плотной работы) и по напряжению от ощущения будущей критики в плане точности передачи деталей униформы. При первых же "погружениях" в материал через Интернет я попадал, пока в качестве наблюдателя, на кровожадные форумы, где стаи голодных акул-наполеонистов рвали в куски даже очень опытных скульпторов, пытавшихся прикоснуться к 1812 году. У меня было очень мало времени на изучение материала, только по выходным, поэтому, могу представить, какое количество ошибок будет у меня. Но, в оправдание, хочу сказать, что, главным образом, я пытался передать дух того времени. Старался передать характер Отечественной войны, когда вместе с действующей армией на защиту Отечества поднялись и народные ополченцы и, что особенно удивительно для того времени, партизаны, т.е. державу защищали разные классы, в мирное время находившиеся, мягко говоря, не совсем в дружеских отношениях.

ювелирный

С униформой было тяжело не только потому, что она очень разнообразна и сложна по покрою. Очень часто менялся регламент, издавались новые указы, что-то отменяющие, что-то добавляющие, и, хотя часть военнослужащих послушно переодевались, всё же многие носили старую униформу или смешанные её варианты с новой. Униформа — камень преткновения не только для меня, но, главным образом, для самих бойцов: уж очень тяжело было её одевать, носить и воевать в ней.
Ещё одним «отягчающим» обстоятельством было то, что заказчик просил обеспечить, насколько это возможно, портретное сходство шахматных персонажей с героями того далёкого времени. Таковых двенадцать. Решая эту задачу, я использовал самые известные изображения, выполненные художниками и скульпторами — современниками русско-французской войны.

ювелирный

Для себя я вынес из этой работы то, что облик войны 1812 года, если так можно выразиться о кровавых баталиях, был много достойнее многих и древних и современных военных конфликтов. Солдаты воевали с солдатами, а не с детьми и стариками, высшие чины сами участвовали в сражениях, не жалея жизни.
Хочу выразить благодарность всем помогавшим мне в этой работе. Больше всего информации я черпал из колоссального и уникального труда Олега Соколова «Армия Наполеона», иллюстрированного прекрасными планшетами Сергея Летина. Очень помогли открытки с иллюстрациями О.К. Пархаева. Большое спасибо скульптору Виталию Семенченко, который сам неоднократно участвовал в реконструкциях Бородинского сражения. Он оказал мне огромную помощь своими консультациями.

Конечно же, как всегда, помогал отец, запас знаний которого, восхищает. И это несмотря на его 87-летний возраст.
Спасибо Сергею Цехановскому, который подключился к работе вместо выбывшего по семейным обстоятельствам Славы Коштелянчука и принял на себя удар 70-ти процентов работы по ювелирке за оставшиеся 30 процентов времени и справился с этим.

Краткая энциклопедическая справка.
Отечественная война 1812 года, освободительная война России против наполеоновской агрессии. Вторжение войск Наполеона было вызвано обострением русско-французских экономических и политических противоречий, фактическим отказом России от Континентальной блокады. Основные события 1812: 12 (24) июня — переход французской армии через Неман (силы сторон к началу Отечественной войны: французы — ок. 610 тыс. человек; русские — ок. 240 тыс. человек); 4-6 августа — Смоленское сражение, неудачная попытка Наполеона разгромить основные силы русских войск; 8 августа — назначение главнокомандующим М.И. Кутузова; 26 августа — Бородинское сражение; 1 сентября — военный совет в Филях, решение Кутузова оставить Москву; вступление французских войск в Москву; 2-6 сентября — пожар Москвы; сентябрь-октябрь — Кутузов проводит Тарутинский марш-маневр, вынуждает французов уйти из Москвы и отступать по Старой Смоленской дороге; развертывается партизанская война; 14-16 ноября — сражение при Березине; ноябрь-декабрь — гибель французской армии; 14 декабря изгнание остатков «великой армии» из России.

Многие историки, писатели, поэты, художники, скульпторы, кинематографисты запечатлели и оживили события тех лет. Не осмелюсь назвать свои шахматы попыткой внести свою лепту в это трудное дело, тем более, что сам ни за что не взялся бы за эту тему, но заказ выполнял добросовестно и очень надеюсь, что новая шахматная партия, представленная на ваш суд, дорогие друзья, не оставит вас равнодушными.

Так начиналась работа в августе 2010 года

ювелирный

Белый король — император России Александр І (1777 — 1825)
Белый ферзь — императрица Елизавета Алексеевна (1779 — 1826)

ювелирный

Вид сзади. Хвостики горностая припалены при полировке

ювелирный

Чёрный король — император Франции Наполеон I Бонапарт (1769 — 1821)

ювелирный

Чёрный ферзь — императрица Жозефина Богарне (1763 — 1814)

ювелирный

Белый офицер — Михаил Илларионович Кутузов (1745-1813), светлейший князь Смоленский (1812), русский полководец, генерал-фельдмаршал (1812).

Белый офицер — Михаил Богданович Барклай-де-Толли
(1757-1818), князь (1815), российский генерал-фельдмаршал (1814).

ювелирный

Те же, вид сбоку.
Мы привыкли видеть изображение Кутузова с обязательным атрибутом — чёрной повязкой на правом глазу. Однако, на самом деле, после ранения в голову, глаз Кутузова был покалечен, но зрение не потерял. Повязку Кутузов носил очень редко.

ювелирный

Чёрный офицер — Луи Никола Даву
(1770 — 1823 )- герцог Ауэрштедтский, князь Экмюльский, маршал Франции

Чёрный офицер — Мишель Ней, герцог Эльхингенский, князь Московский, маршал Франции

ювелирный

ювелирный

Белые кони.
Русских коней я попытался сделать более строгими, спокойно и чётко выполняющими свою героическую задачу — пройти огонь, воду и медные трубы. Внешне старался придать им женские (на фото справа) и мужские (слева) черты. В глазах использованы вставки из чёрного дерева, коричневого бивня мамонта и янтаря.

ювелирный

Белые кони. Вид сзади:

ювелирный

Чёрные кони.
На орденских лентах, которые обвивают французских коней, написаны по-французски строки из песен того времени, ставшие крылатыми выражениями. Этим я хотел подчеркнуть, что кони, не только сильны и красивы, но и очень романтичны и бесконечно преданы тем, кому служат. Здесь также, как и в белых, я попытался изобразить женскую (слева) и мужскую (справа) особи.

ювелирный

Чёрные кони. Ракурс 2

ювелирный

Белые ладьи: Денис Васильевич Давыдов,
(1784 — 1839) генрал-лейтенант, предводитель партизанского движения, поэт

Пётр Иванович Багратион
(1765 — 1812) Князь, генерал от инфантерии, герой Отечественной войны 1812 года.
У Давыдова (фигуры) на бумаге написаны первые строки приведённой здесь элегии.

ювелирный

Белые ладьи, вид сбоку.

ювелирный

Чёрные ладьи: Иоахим Мюрат (1767 — 1815), герцог Бергский и Клевский (с 1806), король Неаполитанский (с 1808), маршал Франции

Луи Александр Бертье (1753 — 1815)
князь Невшательский, герцог Валанженский, князь Ваграмский, маршал Франции

ювелирный

Чёрные ладьи. Ракурс 2.

ювелирный

Теперь пешки. Белые.

Барабанщик Лейб-гвардии Семёновского полка.

ювелирный

Партизан с пырялом и трофейным тесаком.

ювелирный

Украинский казак Черноморской сотни с саблей, пистолетом и нагайкой

ювелирный

Рядовой Одесского пехотного полка (на погоне видна цифра «27»), вооружённый пехотным ружьём образца 1808 года с трёхгранным штыком, и тесаком образца 1807 года

ювелирный

Рядовой Лейб-гвардии Преображенского полка с тем же вооружением, что и у пехотинца Одесского полка. Видны: скатка, ранец, манерка (фляга), патронная сума, ножны полусабли (тесака) и штыка.

ювелирный

Пеший артиллерист с коническим банником для «Единорога» и ядрами. На поясе — лядунка. Вообще пешие артиллеристы были вооружены только тесаками. Но я решил не убирать ошибочно вырезанную лопасть для штыковых ножен, т. к. это было возможно — портупея могла достаться, например, от раненого друга-пехотинца

ювелирный

Ратник С-Петербургского народного ополчения, вооружённый ружьём со штыком и с топором за поясом.

ювелирный

Рядовой Лейб-гвардии Гусарского полка с саблей наголо. Видны ментик, наброшенный на одно плечо, ташка (гусарская сумка). На кивере видны: эмблема, репеёк, султан, этишкет с кистями и кордончиками.
Замучился с пуговицами.

ювелирный

И, наконец, чёрные пешки.

Барабанщик пеших егерей Старой гвардии, вооружённый тесаком. На нём «медвежья» шапка с султаном, этишкетом с ракетками и кистями, сзади ранец из коровьей шкуры, на ранце скатка. Барабан закреплён на перевязи с гнёздами для барабанных палочек. На левом бедре — фартук от протирания барабаном кюлот (короткие штаны поверх кальсон), пристёгнутый к ноге тонкими ремешками.

ювелирный

Союзник Франции — гренадёр баварской линейной пехоты. Вооружение и униформа почти такая же, как у французских гренадёров. Отличается головной убор — высокая кожаная каска с меховым ирокезом.

ювелирный

Драгун в шлеме с конским хвостом и кисточкой и изображением Медузы Горгоны. Драгун вооружён палашом. У палаша очень сложный эфес. Сергей Цехановский сделал его и ещё несколько эфесов разборными, для того, чтобы их можно было вставить в руку.

ювелирный

Продолжу. Чёрные пешки.
Один из двух пеших егерей Старой гвардии. «Медвежья» шапка со всеми украшениями, меховый ранец, скатка, патронная сума, ружьё, полусабля и штык в ножнах.

ювелирный

Второй пеший егерь Старой гвардии. Хорошо видна причёска: парик с заплетённой сзади косичкой.

ювелирный

Пеший артиллерист с банником и ядрами. Щетка цилиндрическая, — этим я хотел подчеркнуть, что «Единорог» — пушка с коническим казёнником (задняя часть ствола орудия, куда укладывается снаряд) — русское изобретение, произведшее революцию в артиллерии. Хотя, конечно, оно очень быстро распространилось по Европе. У канонира меховая шапка с козырьком.

ювелирный

Сапёр с топором и длинным тесаком (эфес в виде головы петуха) в длинном фартуке. Борода — также непременный отличительный атрибут сапёра. Сапёры пользовались особым уважением, т. к. их служба была связана с повышенным риском для жизни.

ювелирный

Конный егерь. Очень похож на гусара с казацкой шапкой. Вообще французские гусары и конные егеря в бивне мамонта практически неотличимы, так как разница в основном в цветовой гамме. С униформой конного егеря было непросто: в описаниях Сергея Летина говорилось о всевозможных мыслимых и немыслимых отклонениях от регламента. Поэтому для меня всё же главным был характер персонажа. С пуговицами тоже была ощутимая нервная вибрация.

ювелирный

Забыл сказать пару слов о Жозефине. Фиалка, любимый цветок Жозефины, имевший по её мнению магические свойства и повлиявший на её судьбу. На фото букет фиалок, который держит в руках императрица не покрашен, а изготовлен из цветного бивня. Ну, листья это просто: кора насыщенная солями меди встречается часто . Но вот, чтобы найти маленький кусочек фиолетового бивня, мне пришлось перерыть все свои запасы и выковыривать его из маленького пятнышка, окрашенного видимо соединениями, включающими медь и марганец (утверждать не буду — не химик, но окраска естественная).

ювелирный

От себя (Иосиф) добавлю, что вышимка на костюме гусара Ахтырского полка, например, — это мельчайшие вставки маркетри нескольких тонов. Когда смотришь, невозможно поверить, что это маркетри.

ювелирный

Хочу вернуться к лицам. Конечно я рискую, показывая крупный план, но всё же делаю это, чтобы получить более конкретные замечания. Ещё раз напоминаю, что ширина глаза здесь 2,1 мм и фигуры делаются с использованием оптики, но не под микроскопом.Вот несколько персонажей:

ювелирный

ювелирный

ювелирный

ювелирный

ювелирный

ювелирный

ювелирный

ювелирный

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх