Донецкий театр оперы и балета открылся в современном здании незадолго до начала Великой Отечественной войны, в апреле 1941 года, и с тех пор непрерывно работал. После прошедшей пару лет назад реконструкции театр называется «Донбасс Опера».
В прошлом сентябре здесь начался очередной, восемьдесят третий, сезон, несмотря на обстрелы, проблемы с финансированием и отъезд части труппы. Я поговорил с Андреем Корниенко, заместителем начальника отделы рекламы. Под катом — рассказ о том, как работает оперный театр в военное время, и фотографии «Золушки» на сцене «Донбасс Оперы» в прошедшее воскресенье.
01. Из-за опасности обстрелов представления здесь проходят только по выходным в первой половине дня, всего два раза в неделю. На крайний случай прямо под зданием театра есть бомбоубежище. К счастью, снаряды сюда пока не долетали.
02. До начала конфликта здесь работало около 500 человек, сейчас осталось около 400. Никто не погиб: многие артисты уехали, особенно более востребованные, другие не хотят или не могут покинуть Донецк.
03. Зарплата с начала сезона была всего один раз и в ограниченном размере, в конце декабря. С деньгами ситуация вообще тяжёлая: банковский счёт театра заблокирован, те деньги, которые удаётся собрать, идут на транспортные, рекламные и другие расходы. При этом долги за электричество город пока прощает.
04. За это время «Донбасс Опера» два раза получала пожертвования от меценатов. Российская оперная певица Анна Нетребкопожертвовала миллион рублей.. Власти ДНР доставили эти деньги в театр наличными, в мешке, и в основном они ушли на текущие нужды, а каждому сотруднику выдали примерно по $40.
05. В основном здесь работают за идею. Было много разговоров о том, чтобы прекратить работать, не давать больше представлений. Людям страшно, и они ждут, когда война наконец закончится. Некоторые периодически уезжают из Донецка и потом возвращаются.
06. Однако опера очень популярна среди местных жителей. Когда всё спокойно и нет больших обстрелов, собираются полные залы. Чтобы сократить время пребывания на улице, люди часто едут сюда на такси.
07. Сейчас обстановка не очень спокойная: сегодня, например, снаряд попал в автостанцию, были обстрелы и до этого. Тем не менее, в воскресенье на детскую музыкальную сказку собралась где-то треть расчитанного на 976 посадочных мест зала. Билеты стоят от 20 до 30 гривен (50-76 рублей по сегодняшнему курсу).
08. Музыка очень помогает справиться с тяжёлыми временами. Для детей особенно важно иметь возможность погрузиться в атмосферу праздника.
09. Реквизит.
10. С реквизитом вообще тяжело: в склад со сценическими декорациями на окраине города попал снаряд, всё сгорело. Из-за этого нет возможности показать репертуар в полном объёме, приходится импровизировать. Мешает и то, что из 70 хористов осталось 20, а ещё нет возможности регулярно проводить репетиции. По крайней мере, с костюмами всё в порядке.
11.
12.
13. Закулисье.
14. Оркестровая ложа.
15. Театр — это не просто сцена и артисты на ней, здесь трудится много людей.
16. Без гардероба никуда.
17.
18.
19. Люди любят свою работу и продолжают ей заниматься, несмотря ни на что.
20. Ничего нового ставить сейчас не получается. Были планы сделать большой бал-маскарад с приглашённым из Италии режиссёром, но пока не удаётся гарантировать ему безопасность.
21.
22. Довольные зрители.
23.
24. Сотрудникам театра тяжело без денег, перспективы неясные. Периодически «Донбасс Опере» оказывают помощь, причём не только материальную: сюда два раза на свои средства приезжал выступать солист Владимир Юров из Санкт-Петербурга. Помощь по-прежнему очень нужна, и если вы хотите поддержать оперу, контакты можете найти на официальном сайте.