99 лет назад – 28 февраля 1920 года, в городе Данилове Ярославской губернии, в семье Макара Степановича и Анны Ивановны Смирновых родился замечательный советский актёр Алексей Макарович Смирнов.
В середине 1920-х семья Смирновых переселилась в Ленинград. Макар Степанович рано умер, и Анна Ивановна осталась с двумя детьми: кроме старшего Алексея, был ещё и младший – Аркадий.
Большинству зрителей больше всего Алексей Смирнов запомнился по комедийным ролям. Один только его Федя из «Операции Ы…» чего стоил!
А между тем Алексей Макарович прошёл всю Великую Отечественную войну. В РККА он был призван ещё в октябре 1940 года, служил химинструктором. С началом войны направлен на фронт, где был командиром огневого взвода 3-й артиллерийской батареи 169-го Краснознамённого миномётного полка 3-й артиллерийской Житомирской Краснознамённой ордена Ленина дивизии прорыва РГК. В составе своего подразделения, Алексей Смирнов принимал участие в боях на Западном, Брянском, 1-м Украинском и 2-м Белорусском фронтах. Кавалер двух орденов Славы, Ордена Красной Звезды, награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».
Центральный архив Министерства обороны хранит в своих недрах красную папочку с личным делом красноармейца Алексея Смирнова.
В наградном листе от 22 июля 1943 года на медаль «За отвагу» указано, что он лично уничтожил трёх гитлеровцев автоматным огнём, будучи в разведке; заменив выбывшего из строя командира миномёта, вёл интенсивный огонь, благодаря чему рассеял до двух взводов пехоты противника.
Во время прорыва немецкой обороны в районе деревни Онацковцы 4 марта 1944 года Смирнов со своим взводом уничтожил миномётную батарею, станковый пулемёт и до 30 солдат противника. Отбив Онацковцы, взвод продвинулся вперёд и 9 марта овладел городом Староконстантинов. В том бою взвод старшего сержанта Смирнова уничтожили 2 станковых пулемёта, 75-мм орудие и 35 пехотинцев противника. За мужество, проявленное в этих боях, Алексей Смирнов был представлен к ордену Отечественной войны I степени, но был награждён менее значимым орденом Красной Звезды.
20 июля 1944 года в районе высоты 283.0 противник бросил в атаку до 40 бойцов. Смирнов бросился в бой с личным оружием, воодушевляя товарищей, тем самым отбив атаку. В том бою немцы потеряли 17 солдат, а Смирнов лично взял в плен семь человек. Через неделю, в районе деревни Журавка, выбирая новые огневые позиции, Смирнов и трое его однополчан столкнулись с группой противника из 16 человек. Немцы попытались взять советских солдат в плен, но те дали отпор, уничтожив 9 и взяв в плен пятерых. За личное мужество в этих боях Смирнов был удостоен ордена Славы III степени.
В ходе Висло-Одерской операции 17 января 1945 года батарея Смирнова попала в засаду в районе деревни Посташевице. Смирнов с тремя красноармейцами атаковал немцев. Алексей лично уничтожил троих и взял в плен двоих солдат противника, открыв путь к дальнейшему продвижению. 22 января 1945 года, во время форсирования реки Одер, Смирнов с расчётом переправили на себе миномёт. (На себе, зимой, перетащить вплавь 120-миллиметровый ствол с чугунной плитой и минами – это как? Одер, между прочим, не самая узкая речушка!…) Закрепившись на левом берегу, уничтожили две пулемётные точки и до 20 солдат противника. В результате 36-й гвардейский стрелковый полк сумел удержать и расширить плацдарм в районе деревни Эйхенрид, а Смирнов был награждён орденом Славы II степени.
ИЗ ДОСЬЕ «Орден Славы является, по мнению специалистов, советским аналогом легендарного Георгиевского креста. Орден имел три степени, и награждали им последовательно – от третьей к первой. В 2000 году в России в живых оставались 350 полных кавалеров ордена Славы. Основание для награждения – личное мужество.
По статуту ордена Славы, им награждались рядовые и сержанты Красной Армии (в авиации – и младшие лейтенанты), проявившие «славные подвиги храбрости, мужества и бесстрашия». В перечне подвигов для представления: спасение знамени части, уничтожение до 50 солдат и офицеров или двух танков противника, захват «языка», уничтожение пулемета или миномета в тылу врага, возвращение после перевязки в строй, оказание помощи раненому под огнем…»
Вот таким отчаянным бойцом был артист Алексей Макарович Смирнов, только сам он о войне никогда не говорил.
Примечательно, что при всём при этом Смирнов также ещё и руководил в полку художественной самодеятельностью (до войны он закончил театральную студию при Ленинградском театре музкомедии и успел поработать артистом эстрады): только в мае-июле 1944 года Смирнов организовал 10 концертов перед аудиторией общей численностью в 6500 красноармейцев. Участвуя в смотрах красноармейской художественной самодеятельности, как в 1943-м, так и в 1944-м годах, самодеятельность полка, где служил Смирнов, заняла первое место среди частей дивизии.
Завершить войну в Берлине Смирнову не удалось: Алексей Смирнов встретил победу в звании гвардии старшина, но уже в запасе — во время одного из боёв он был контужен и после лечения в госпитале комиссован. Тяжёлая контузия, полученная в бою, привела к тому, что Смирнов потерял возможность иметь детей. Поэтому он не стал сообщать о возвращении своей девушке Лиде, её пригласила ничего не подозревающая мама.
Вспоминает Лидия Ивановна Маслова: «Я на скорую руку испекла яблочный пирог и побежала к Смирновым. Ведь я столько лет его ждала! Я знала, что Лёша жив, — он мне каждый месяц весточку с фронта отправлял. Так вот, открыла я дверь в комнату — и остолбенела. Леша даже не поднялся с кровати. «А, это ты, — лениво повернулся он в мою сторону. – Ну, как дела?» Я так и застыла на месте. «Лёшка, я тебе пирог принесла». – «Да не хочу я твоего пирога, и вообще, кто тебя звал?!!» — вскипел он». После этих слов девушка выбежала из комнаты. А Алексей сел за стол, выпил залпом стакан водки, закусил пирогом, который Лидия оставила на тумбочке, и заплакал… «Никакой свадьбы не будет! Никогда! И не спрашивай меня больше об этом», — сказал он тогда матери.
Спустя два года Лидия вышла замуж. На свадьбе, которую отмечали во дворе дома, гуляли все соседи. Не было только Смирновых. Алексей весь тот день просидел у окна. А на следующий день Лидия утром обнаружила у дверей своей квартиры букет цветов и конверт, в котором были два обручальных кольца и записка «Будь счастлива». Лишь спустя много лет Лидия Ивановна узнала причину всего происшедшего.
С тех пор самой близкой женщиной для Смирнова оставалась его мать. Женщин он стеснялся, считая себя слишком большим, неуклюжим и непривлекательным.
Шло время, и Алексей Макарович решил вернуться на сцену. В 1946 году его приняли в труппу Ленинградского театра музкомедии, но первое время играть удавалось только в массовке.
Жил Смирнов достаточно бедно, ролей в кино и значимых ролей в театре поначалу ему не предлагали, а Алексею приходилось в перерывах между гастролями ещё и ухаживать за больной матерью, которая после гибели на фронте его брата Аркадия, страдала от расстройства психики.
В 1952 году он перешел в «Ленгосэстраду». Уже в те годы режиссеры вовсю использовали его большую комплекцию, видимое простодушие, которые можно было отлично использовать именно для комедийных ролей. Особенно второго плана, где сама внешность актёра и его мешковатость помогали зрителю сразу настроиться на определенный смешливый лад. Говорят, особенно популярен Смирнов был у детей. Возможно, именно маленькие зрители видели в нём не только смешной персонаж, но чувствовали человечность, которая была присуща актёру.
Так и не найдя себе спутницу жизни, Алексей решил усыновить ребёнка. Во время частых посещений дома-интерната, он обратил внимание на мальчика Ваню, у которого был врождённый порок сердца. Целых семь лет добивался разрешения на усыновление. Везде ему отказывали под предлогом того, что актёр не сможет уделять ребёнку должного внимания и заботы.
Весной 1960 года ему наконец-то дали разрешение на усыновление, но случилась трагедия. Умерла мама Алексея – Анна Ивановна. Горюющий Смирнов пришёл в интернат в состоянии опьянения, тем самым поставив на усыновлении крест – его выпроводили из детского дома, и больше он туда не возвращался.
К началу 50-х годов Смирнову удалось сыграть несколько заметных ролей, в том числе в пьесе-сказке Николая Адуева «Табачный капитан», где он исполнил роль Петра I.
В снимавшемся в 1959 году серьезнейшей ленте «Кочубей» единственного комедийного персонажа, эпизодическую роль, режиссер Юрий Озеров решил доверить именно Смирнову. После эпизодической роли в этом фильме, ему было предложено сразу 6 других ролей – так он понравился кинорежиссёрам. Актёр оказался на «Ленфильме», и сразу две заметнейшие комедийные роли: матрос Кныш в знаменитом «Полосатом рейсе» и роль казака в не менее знаменитом «Вечера на хуторе близ Диканьки» Александра Роу. А дальше шикарный фильм Леонида Гайдая «Деловые люди». Фильм состоял из трёх новелл, в одной из которых – «Вождь краснокожих» – Алексей Смирнов сыграл похитителя детей Билла Дрисколла. После этого комедийный талант Смирнова был оценён и зрителями. Удивительно, но у актёра оказался покладистый характер, за что его очень ценили коллеги. Он безоговорочно исполнял все трюки, понимал режиссёрские задумки с полуслова.
Любопытно, что коллеги Смирнова не знали о его боевых заслугах. Только по стечению обстоятельств об этом стало известно – на гастролях Смирнов повстречал отдыхающих военных, среди которых был сам Георгий Жуков. Маршал был наслышан о Смирнове и, узнав, что Алексей работает артистом, пообещал прийти на его выступление.
Режиссёр Леонид Быков познакомился со Смирновым задолго до съемок «В бой идут одни «старики» – ещё в 1964 году на «Ленфильме», на пробах фильма «Зайчик». И пригласил артиста в свою картину в ту пору, когда Алексей Макарович переживал не лучшие времена. Затем Смирнов снялся в знаменитой советской комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» Элема Климова.
И вот, в 1965 году на экраны вышел фильм Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», где Смирнов сыграл одну из главных ролей за всю свою кинокарьеру – роль тунеядца и лоботряса Феди. За первый год показа этот фильм посмотрела треть страны.
Потом снимался у Ролана Быкова в «Айболите-66», у Андрея Тутышкина в «Свадьбе в Малиновке», у Евгения Карелова в «Семь стариков и одна девушка».
Его киногерои превратили застенчивого и неповоротливого добряка в любимца публики. Стоило ему пройти по улице, как его тотчас узнавали и приветствовали.
Были в арсенале актёра и драматические роли. Одной из них стала роль механика Макарыча в фильме Леонида Быкова «В бой идут одни старики» 1974 года. Актёр как-то обмолвился, что сожалеет о том, что поздно нашёл своего режиссёра.
«– В кулуарах худсовета кривились: «Зачем нужен такой тип?» – вспоминает редактор фильма, киевский кинокритик Эмилия Косничук. – Поговаривали, что Смирнов крепко попивает, снимается мало, зачем нужны дополнительные сложности… Но Лёня никого, кроме Смирнова, в роли механика не видел. И какой блестящий возник альянс! Как импровизировали на ходу! Помните – механик крестит улетающий на боевое задание самолет? Этого в сценарии не было, но пришло из правды войны».
На студии подтрунивали: Смирнов смотрит на Быкова с обожанием, будто мать на новорожденного.
«– Или как тургеневская девушка, – улыбается Косничук. – Впрочем, иного отношения к Быкову не испытывал никто. «В бой идут одни «старики» – больше, чем просто фильм. В нём раньше находили и до сих пор находят непостижимые переплетения киношных и реальных судеб».
Одной из последних крупных ролей Смирнова стала комедия Олдриджа Липского «Соло для слона с оркестром», где актёр снялся в роли иллюзиониста.
Алексей Смирнов был не только актёр, как сказали бы раньше, первостатейный. Он и человек был большой. Не в смысле, крупный, хотя и этого не отнять, а именно – с большой буквы.
К сожалению, из-за ухудшившегося самочувствия, Смирнов не смог участвовать в следующей картине Быкова "Аты-баты, шли солдаты". Из-за проблем с сердцем он долго находился на лечении, хотелось верить, что актёр поправится и будет и дальше радовать зрителей.
Однако, чуда не произошло…
Осенью 1978 года у актёра случился сердечный приступ. Больше полугода он пролежал в Мариинской больнице – за всё это время его никто не навещал. Единственный раз, 25 марта 1979 года, приехал к нему Быков. Проведав друга, Леонид Фёдорович на прощание процитировал фразу из фильма «В бой идут одни старики»: «Будем жить, Макарыч! Будем жить».
Через две недели режиссёр трагически погиб в автомобильной катастрофе.
А меньше чем через месяц, за два дня до празднования Дня Победы, 7 мая 1979 года, в возрасте 59 лет, умер и Алексей Макарович Смирнов.
Историю о том, как он умер, Эмилия Косничук слышала от коллеги, снимавшегося в массовке. Когда Быков разбился на машине под Киевом, Смирнов лежал в больнице в тяжёлом состоянии, и окружающие не рискнули сообщить ему эту весть. В день выписки Алексей Макарович решил поблагодарить врачей – накрыл стол. И первый тост предложил за своего лучшего друга и великого режиссёра Леонида Быкова. Мол, без Леонида и жить не стоило бы! Кто-то в растерянности обронил: «Так разве вы не знаете – Быков погиб…» Смирнов замолчал, вышел из-за стола, вернулся в свою палату, лег на койку и скончался.
«– Не стану утверждать, что этот рассказ – стопроцентная правда, – говорит Косничук. – Хотя помню Алексея Макаровича как очень искреннего человека и думаю: такой удар мог остановить его сердце…»
Похоронили его на Южном кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с матерью. Долгие годы память об актёре хранилась лишь в кинолентах с его участием. О нём не писали в газетах, могила практически не посещалась.
Только лишь в ХХI веке люди отблагодарили великого артиста и героя войны, установив ему памятник в Харькове (Украина). Экспозиция являет собой Алексея Смирнова в образе механика Макарыча из фильма "В бой идут одни "старики".
Затем, уже в июле 2013 года, в селе Малиновка (Харьковская область, Украина) был установлен памятник героям фильма, в композицию которого включили и героя Смирнова.
А 5 мая 2018 года в Ярославле, в ходе праздничных мероприятий «Мирное небо в Левцово», на одноимённом аэродроме, торжественно открыли памятника авиатехникам – «Макарыч». Алексей Смирнов, ставший прототипом скульптуры, будто встречает и провожает пилотов.
В новом тысячелетии был снят ряд документальных лент о жизни актёра, наиболее известная из которых "Острова. Алексей Смирнов" (2012).
Фильмография Алексея Смирнова (роли, эпизоды):
«Балтийская слава» (1957) – матрос (в титрах не указан);
«Кочубей» (1958) – буржуй (в титрах не указан);
«Горячая душа» (1959) – Сапрыкин;
«Роман и Франческа» (1960) – герр Фриц;
«Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961) – посол к Екатерине II;
«Командировка» (1961) – Пижанков, комбайнёр;
«Полосатый рейс» (1961) – Кныш, матрос;
«Деловые люди» (1963) – Билл Дрисколл («Вождь краснокожих»);
«Два воскресенья» (1963) – майор в отставке Кошелев, муж кассирши;
«Крепостная актриса» (1963) – Певец;
«Укротители велосипедов» (1963) – директор велозавода (роль озвучил М. Глузский);
«Генерал и маргаритки» (1963) - Вольфган Функ;
«Мандат» (1963) - начальник станции;
«Поезд милосердия» (1964) – старший лейтенант;
«Зайчик» (1964) – шумовик;
«Буря над Азией» (1964) – пекарь (в титрах не указан);
«Мать и мачеха» (1964) – зав. скотомогильником;
«Весенние хлопоты» (1964) – грузчик саженцев (в титрах не указан);
«Возвращённая музыка» (1964) – человек с аквариумом в лифте;
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964) – завхоз;
«Спящий лев» (1965) – кассир леспромхоза Гриценко;
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965) – Федя («Напарник»), покупатель на рынке («Операция "Ы"»);
«Айболит-66» (1966) – пират;
«Три толстяка» (1966) – старший повар во дворце Толстяков;
«12 могил Ходжи Насреддина» (1966) – сумасшедший;
«Их знали только в лицо» (1966) – подпольщик Бычков;
«Красное, синее, зелёное» (1966) – продавец игрушек;
«Кто придумал колесо?» (1966) – эпизод;
«Попутного ветра, «Синяя Птица»!» (1967) – боцман-рассказчик;
«Свадьба в Малиновке» (1967) – Сметана;
«Огонь, вода и медные трубы» (1967) – Главный Пожарный;
«Спасите утопающего» (1967) – милиционер, играет на тубе;
«Житие и вознесение Юрася Братчика» (1968) – «апостол Пётр»;
«Разведчики» (1968) – Василий Сигаев;
«Семь стариков и одна девушка» (1968) – оперный певец Масленников;
«Удар, ещё удар!» (1968) – таксист;
«Белый рояль» (1968) – глава бюро грузчиков «Добрые услуги»;
«Золотые часы» (1968) – Семён Семёнович Кудеяр;
«Жди меня, Анна» (1969) – офицер;
«Неподсуден» (1969) – пассажир аэровокзала;
«Адъютант его превосходительства» (1969) – фармазонщик Коломийцев;
«Бушует «Маргарита»» (1970) – пассажир;
«Хозяин» (1970) - Варлаам;
«Большой янтарь» (1971) – портье/завзалом кафе/коптильщик/барабанщик на дне рыбака;
«Где вы, рыцари?» (1971) – поливальщик;
«Весенняя сказка» (1971) – Бобыль;
«Ход белой королевы» (1971) – незадачливый спаситель;
«Круг» (1972) – посетитель шашлычной (эпизод);
«Последние дни Помпеи» (1972) – Еремей Бабин;
«Чиполлино» (1972) – Чиполлоне;
«Золотые рога» (1972) – леший Капитоныч;
«Боба и слон» (1972) - водитель поливальной машины;
«Новые приключения Дони и Микки» (1973) – жулик «Лопух»;
«В бой идут одни «старики»» (1973) – механик Макарыч;
«Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1974) – Туба/Повар/Фердыщенко;
«Засекреченный город» (1974) – шофёр в пионерлагере;
«Звезда экрана» (1974) – участник киногруппы;
«На ясный огонь» (1975) – владелец гостиницы в Ялте;
«Потрясающий Берендеев» (1975) - Артур Брагин;
«Соло для слона с оркестром» (1975) – иллюзионист Смирнов;
«Меняю собаку на паровоз» (1975) – бригадир грузчиков;
«Финист – Ясный Сокол» (1975) – банщик;
«Самый красивый конь» (1976) – конюх Еремеич;
«Песни над облаками» (1976) – повар вагона-ресторана;
«Маринка, Янка и тайны королевского замка («Пастух Янка»)» (1976-1977) – Генерал;
«Дипломаты поневоле» (1977) – рыбак Лупполо;
«Эти невероятные музыканты» (1977) – камео.